Кризис — не помеха для развития стартапов. Более того, пример основателя AppDynamics и Traceable показывает, что такие времена открывают новые возможности.
Британский стартап Karma Kitchen смог за один раз привлечь сумму, равную трети капитализации стандартного «единорога». Инвесторы предоставили 252 млн фунтов стерлингов (318 млн долларов) и вложились в продукт, который представляет собой «облачную кухню». Ранее, на первом этапе, финансирование было весьма скромным — 330 тыс. фунтов, но теперь у инвесторов аппетит явно вырос.
Спрос на такой продукт резко увеличился вслед за увеличением популярности доставки продовольствия, в результате чего и у стартапа косвенно доля дохода от этого направления предпринимательской деятельности выросла с 50% до 85%, так как именно этим занимаются его клиенты. Главная «изюминка» стартапа — это огромное помещение для приготовления еды на востоке Лондоне, в котором те, кто хочет готовить еду и продавать ее на вынос, могут арендовать для себя место всего лишь за 42 фунта (53 доллара) за одну смену. «Облачная кухня» в данном случае — это инновационный кухонный коворкинг.
Sony вкладывает 250 млн долларов в покупку небольшой доли (1,4%) создателя компьютерных игр, Epic Games. Эта сделка делает капитализацию стартапа равной 17,86 млрд долларов. Важно, что Sony намерена тем самым внедрить те инновации, которые есть у Epic Games, в работе со своими клиентами. Почему у Sony миноритарный пакет? Конкуренция за долю в стартапе — высокая. Известно, что еще в 2012 году 40% долю в нем получил технологический гигант Tencent из Китая, вложив всего лишь 330 млн долларов.
Стартапы конкурируют за персонал. Так, сервис доставки еды в Саудовской Аравии, Hunger Station, привлек на капитанский мостик нового исполнительного директора, Йосифа Абдулазиза, который ранее занимал должность генерального управляющего Uber Eats. Один из венчурных инвесторов полагает, что Hunger Strike имеет все шансы стать вторым «единорогом» в регионе, учитывая выручку организации в 2019 году на уровне 242 млн евро. №1 является стартап Souq, который в марте 2017 года был куплен корпорацией Amazon за 580 млн долларов. Souq продолжает работать как торговая онлайн-платформа.
Большая конкуренция наблюдается за долю в бизнесе американской организации Nuro, одним из первых инвесторов в который стала японская кредитная организация Softbank. Nuro планирует свести стоимость доставки продуктов питания до нуля. За счет чего? Автономный доставщик от Nuro имеет больше пространства для пакетов из магазинов (нет водителя), он более легкий, так как его конструкция не должна защищать человека-водителя (его просто нет). Такая конструкция означает, как отмечают в стартапе, что транспортное средство Nuro менее травмоопасно, чем стандартный автомобиль с водителем. Не говоря о том, что риск аварии с ним минимизирован, так как Nuro, как установили разработчики на сегодня, никогда не будет двигаться со скоростью более 40 км/час. Стартап Nuro намерен активно играть также и важную социальную роль в США, доставляя продукты питания около 14 млн малообеспеченных американцев.
Джиоти Банзаль, создатель стартапа AppDynamics, уверен, что самое лучшее время для развития предпринимательских идей — это кризис. Его личный опыт об этом свидетельствует весьма наглядно: создав с нуля IT-стартап AppDynamics в 2008 году (1 апреля!), когда разразился мировой финансовый кризис, он продал эту организацию через 10 лет за 3,7 млрд долларов. Теперь он открывает новый стартап «на вырост», Traceable, предлагающий услугу изучения технических кодов различных программ, которые применяют клиенты стартапа, на предмет наличия в них компьютерных вирусов. Часть средств Банзаль привлек из своего бизнес-инкубатора (BIG Labs), однако в большей степени он рассчитывает на сторонние инвестиции, которые и должны стать подтверждением того, что рынку интересен и этот стартап, как и предыдущий AppDynamics.