Некоторым компаниям удалось пережить сложные месяцы с небольшим сокращением выручки благодаря цифровизации.

Происходящее в экономике за последние три месяца заставляет задуматься и извлечь уроки. Почему одни компании сократили выручку в два раза, а другие смогли удержаться и просели в продажах лишь на 10-15%? Первый вице-премьер Андрей Белоусов, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что минимальный спад произошел там, «где предприятия обладают потенциалом быстрой адаптации к изменениям условий производства. Что это означает? Это быстрая перестройка системы управления и это комплексная, я хочу это подчеркнуть, цифровизация всех производственных процессов. Если есть на предприятии система ERP, которая цифровизует бухгалтерию, финансы, логистику, заготовительное производство, кадры, есть система PLM, которая охватывает жизненный цикл продукции, есть системы бизнес-аналитики, так называемые MBA, то предприятие, даже находясь в сложных условиях, имеет возможность быстро перестроить свои системы и найти новых поставщиков, потому что рвутся производственные цепочки, в том числе трансграничные, нащупать рыночные ниши и так далее».

То же касается и ситуации, например, в общепите. Как отметил Андрей Белоусов, «речь идет об онлайн-торговле и об использовании разных моделей маркетплейс, разного рода платформенных решений. Мы прекрасно видим, что в общепите, который у нас сократился где-то в среднем на 70–80%, тоже есть компании, в том числе сетевые, которые сократились на 20–30. Благодаря чему? Благодаря тому, что они очень быстро смогли гибко перейти на онлайн-торговлю».

В правительстве РФ также видят, что «многие предприятия и компании, почувствовав вкус к дистанционной занятости, не вернутся к обычным формам». Действительно, это — мировой тренд. Все больше компаний в мире (сначала это было бы новостью, а сейчас уже стало обычным явлением) переводят большую часть или весь персонал на дистанционную работу, причем не только на время пандемии коронавируса, а навсегда. Рост выдачи ипотечных кредитов в банках также наблюдается за счет развития дистанционных сервисов по оформлению заявок на них. В целом, за период с января по май, крупнейшие банки смогли увеличить число выданных таких кредитов в среднем более чем на 10%, чем за тот же период в прошлом году, причем почти каждая вторая заявка на ипотеку была оставлена онлайн. Причем, что очень важно: доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам не увеличивается и составляет приемлемые 2,2%. Стоит заметить, что онлайн-каналы позволили банкам также нарастить предложение других финансовых продуктов населению и бизнесу, в среднем также не менее чем на 10%.

В некоторых городах Европы и США наблюдались многокилометровые очереди, длительные перебои с поставками некоторых видов продовольственных товаров, а вот традиционный ритейл в России показал, что смог успешно справиться с пиковыми нагрузками спроса.  Кроме того, на текущий момент можно констатировать наличие инфляции, которая не вышла за рамки целевого показателя ЦБ РФ в 4%: по маю в годовом  выражении она составила 3%. Стабильное фунционирование российского ритейла — это во многом заслуга слаженной работы правительства РФ и крупных сетей, когда с 9 утра до глубокой ночи в Министерстве промышленности и торговли работал штаб. И так — каждый день. В результате удавалось в течение нескольких часов разрешать вопросы логистики, межведомственного взаимодействия, чтобы добиться главной цели: стабильных поставок, в то время, когда наблюдался сильный рост спроса на некоторые продукты питания. Спустя время, можно сказать, что с этой задачей в отрасли справились на «отлично».

О том, чему нас научила ситуация в экономике, посвящена статья заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева. Он подчеркнул, что «мы живем в принципиально иной реальности». Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что цифровизация в период пандемии коронавируса стала активно приходить в сферу торговли: «речь идет как о бытовых покупках через интернет-магазины, так и о масштабных сделках, заключаемых в цифровой форме с использованием соответствующих способов оплаты. Объём такой торговли измеряется сотнями миллиардов долларов и будет расти независимо от траектории развития инфекции. Это уже необратимый процесс».

comments powered by HyperComments