Президент РФ назвал новые технологии «базой, на которой будет развиваться страна».

Президент РФ Владимир Путин дал интервью российскому телевидению, которое было записано еще в сентябре 2019 года, но появилось в эфире лишь 17 мая текущего года. Ситуация любопытная с двух сторон. Напомним, что 23 марта был остановлен показ части серий из проекта «20 вопросов Владимиру Путину». Они были уже отсняты, но их трансляция была прекращена. Интересно, как сформулировали причину такого шага организатор проекта, агентство ТАСС: «Решение о трансформации было принято ТАСС в связи с кардинальным изменением новостной повестки, которая идет вразрез с идеей проекта — попыткой оценить вместе с Путиным перемены в стране за два десятилетия, а не события текущего момента. Финал проекта совпал с ситуацией информационного «идеального шторма», когда аудиторию во всем мире волнуют преимущественно пандемия коронавируса нового типа и экономическая ситуация». Так что в материалах в интервью с главой государства РФ нет недостатка. Но все же российское телевидение приняло решение показать отдельное, данное другой программе, интервью, которое записывалось, когда не было пандемии коронавируса, баррель нефти стоил выше 60 долларов, а страна фиксировала рекордный профицит бюджета и растущий Фонд национального благосостояния.

Сейчас в мире растет число заболевших COVID-19, нефть Brent подешевела в два раза, дефицит бюджета РФ по итогам года неизбежен, а ФНБ за апрель уменьшился на 449 млрд рублей. Конечно, на фоне этих новостей тема будущего экономики РФ становится одной из наиболее волнующих. И, как неоднократно говорилось в публикациях Wilhard, ключ к развитию экономики страны — это инновации. Именно этот тезис поддерживает и Владимир Путин: «Появились новые технологии, они уже меняют мир. Все эти направления — беспилотная техника, генетика, медицина, образование — все это и будет той базой, на которой будет развиваться страна… Россия — это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация. Если мы хотим сохранить эту цивилизацию, то должны делать упор именно на высокие технологии и на будущее их развитие».

Символично, что именно эти слова Путина появились именно сейчас, когда мировая экономика оказалась в глубочайшем кризисе. И это видно по флагману глобальной экономической системы. 13 мая Джером Пауэлл, глава ФРС США, дал интервью, в котором заявил, что «нынешний спад в США не имеет никаких прецедентов», а «тяжесть кризиса такова, что ее даже трудно описать словами». 17 мая Пауэлл выступил в американской программе «60 минут». Он сказал, что «если не будет второй волны коронавируса в США, то американская экономика начнет восстанавливаться со второй половины года, однако в ином случае, возможно, придется ждать изобретения вакцины». Он также пояснил, что в лучшем случае в той или иной мере восстановление экономики США случится лишь к концу следующего года.

ФРС США готова идти на отрицательные ставки процента (на этом настаивает президент США Дональд Трамп), на дальнейшую эмиссию трлн долларов США, на скупку на рынке не только государственных облигаций, но потенциально и корпоративных ценных бумаг. Но представители центрального банка США демонстрируют, что они полагают, что в итоге экономику должно вытянуть что-то другое. Они не называют инновации так, как о них сказал Владимир Путин, хотя нет сомнения, что именно в этом направлении движется и администрация американского Белого дома. Все эти идеи Трампа и изобретателя Илона Маска начать освоение ресурсов Луны и Марса — это не просто слова, а программа действий. В интервью Джо Рогану Маск заявил, что экономика не может запускаться за счет вливания денег в нее, как это делает ФРС США, что лишь готовый продукт есть мерило экономической эффективности. При этом он дал понять, что для создания продукта в США его компании покупают комплектующие от сотен поставщиков за границей. По сути, в США начали впервые задумываться о том, что было бы неплохо заняться импортозамещением. Трамп подумывает о том, чтобы заменить, например, весь импорт из Китая, на сумму около полтриллиона долларов, видя резон в том, что «эти деньги тогда получат производители в самих США». Джаред Кушнер, зять Трампа, его советник, а также вероятный кандидат на выборах американского президента в 2028 году (после Иванки Трамп, дочери Трампа, которую поддержит Дональд на выборах в 2024 году), заявляет, что работает над экономической стратегией, которая де-факто — импортозамещение, то есть, то, что Россия стала активно развивать с 2014 года.

Финансовые результаты «Газпрома» и «Роснефти» не оставляют сомнения: этим корпорациям нужно активнее развивать стратегию внедрения новых технологий. Как в свое время General Electric стала большую часть выручки получать не от продажи электричества, а от оказания услуг бизнесу, предоставляя возможность сэкономить на энергопотреблении, так и нынешнее время показывает, что нефть должна становиться все больше сырьем для изготовления инновационных изделий, а не только топлива. Нефть и газ останутся, но чтобы быть конкурентным даже при низких ценах на энергетические носители, нужно с помощью технологий искусственного интеллекта, 3D-печати, блокчейна добиваться существенного снижения издержек. Уже сейчас блокчейн в мире приводит к сокращению накладных расходов нефтегазовых компаний на 45%. Было бы здорово узнать, что наши отраслевые лидеры могут подать инновационный пример другим глобальным игрокам.

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!