Американские власти ухудшают климат, выставляя за дверь криптовалютный проект основателя Telegram. Пора Павлу Дурову вернуться в Россию.

Идея стейблкоинов, то есть цифровых валют на блокчейне, чья стоимость «привязана» к традиционным деньгам, все интенсивнее обсуждается в мире. Так, на эту тему вышел специальный обзор у Королевского банка Швеции. На 98 страницах рассмотрены четыре сценария запуска государственных цифровых денег, и в результате сделан неожиданный вывод: реализация таких вариантов развития цифровизации платежей была бы инновационным шагом, но весьма затратным. Тем самым сделан пас в сторону частных компаний, чтобы они подумали о создании криптовалютной инфраструктуры и договорились о сотрудничестве с центральным банком этой страны.

Банк международных расчетов (BIS), базирующийся в городе Базель (Швейцария), известен тем, что его обновления «Базельских стандартов банковской деятельности» являются основополагающими для большинства центральных банков мира, когда речь идет об определении правил финансовой устойчивости кредитных организаций. BIS — консервативная организация, но которая эволюционировала в ту сторону, что теперь, в своей свежей аналитической работе, настоятельно рекомендует центральным банкам стран мира подумать над запуском своих стейблкоинов. Биткоин назван той инновацией, благодаря которой мировая финансовая система вынуждена задуматься над тем, как обновить принципы своей работы, учитывая новые технические решения. Центральным банкам предлагается всячески способствовать развитию инноваций со стороны частных компаний, при этом участвовать в их масштабном внедрении, выполняя функции контролирующей организации.

Тезисы BIS звучат контрастом на фоне того, как власти США на этой неделе окончательно закрыли двери перед создателем мессенджера Telegram Павлом Дуровым, если речь идет о его криптовалютных идеях. Любопытно, что Telegram Group Inc. — название юридического лица, которое стоит за мессенджером и криптовалютным проектом Дурова — базируется на Британских Виргинских островах и подчиняется де-факто британскому праву, но не американскому. Это, кстати, знают и в самих США. Конечно, в ходе ICO 2018 года привлечения средств под проект токенов Gram американские инвесторы также были среди участников, но их участие составляло 424,5 млн долларов из около 1,7 млрд долларов. Однако эти средства можно отдать, и далее договариваться с другими инвесторами о развитии проекта в соответствии с британским правом или в другой юрисдикции. Более того, претензии властей США к Дурову выглядят предвзятыми, так как сначала не было никаких возражений на то, чтобы воспользоваться особым порядком выпуска токенов, которые могут иметь признаки ценных бумаг. И SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) была в курсе, что делает Дуров. Однако потом подала в суд в Нью-Йорке, теперь взыскивает 18,5 млн долларов штрафа, а также требует от Дурова отчитываться о любом его участии в других криптовалютных проектах.

Таким образом, мало того, что власти США откровенно обманули Дурова, так теперь пытаются его ограничить в действиях по развитию своих инноваций, припугнув, что они в случае непредставления «полной информации» о таких шагах выпишут еще один штраф. Все это выглядит унизительно, и непонятно, зачем это изначально нужно было Дурову. То есть, он когда-то полагал, что в США такой инвестиционный климат, который открыт инновациям? Но, ведь, как сам Дуров признался, это не так. Задавать вопрос, откуда такой тезис взялся, не стоит: понятно, что «из кино, из разговоров, из публикаций». Все это в очередной раз заставляет говорить о том, что и России нужно думать о своем информационном имидже в мире. Учитывая те уникальные экономические условия работы, которые президент России Владимир Путин объявил для IT-бизнеса, а также то, что в России снята блокировка с Telegram, ответ очевиден (и я это говорил ранее), где Павел Дуров мог бы начать воплощать свои инновационные идеи, учитывая также то, что власти США могут потенциально приготовить для него еще немало неприятных сюрпризов. Критикам инвестиционного климата в России, которые не видят ничего позитивного (то есть, таким неконструктивным критикам), можно предложить повторить путь Павла Дурова, который он прошел с проектом TON и токенов Gram в США и заплатить ни за что штраф в 18,5 млн долларов в казну США.

О том, что происходит в США в плане отношения к блокчейну и криптовалютам, рассказал Крис Ларсен, соучредитель инновационного фонда Ripple, создающего технические блокчейн-решения, которые уже применяются рядом банков в мире, чтобы повысить эффективность транзакций. Ларсен жестко критикует SEC и другие контрольно-надзорные органы США, обвинив их в том, что они по сути играют на стороне Китая, так как ухудшают инвестиционный климат для ведения инновационного бизнеса в американской экономике. Те криптовалютные решения, которые сейчас готовится принять Китай, как полагает Ларсен, окажут «катастрофическое влияние на финансовую мощь США», а также на способность Вашингтона осуществлять платежи странам НАТО.

В основе цифрового юаня, речь о котором ведет Ларсен, лежат технологии, которые дал миру биткоин. Биткоин остается интересным феноменом. Аналитик Bloomberg, Майк МакГлоун, полагает, что «снижение ценовой волатильности биткоина отражает процесс вызревания этого актива в сторону того, чтобы стать цифровой версией золота». Один из аналитиков телеканала Russia Today, Макс Кайзер, полагает, что известные экономисты и инвесторы, которые критически настроены к биткоину (Питер Шифф, Джим Роджерс, Марк Кьюбан), в итоге «100% окажутся среди тех, кто поменяет свою точку зрения на противоположную».

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!