Отскок рубля неизбежен на фоне идеальных макроэкономических параметров, а временное снижение российское валюты — это «окно возможностей» для бизнеса в России.

Сегодня, 10 марта, российский финансовый рынок начинает отыгрывать тот негатив, который сложился 9 марта в мире глобальных финансов. Стечение факторов: распространение коронавируса, который уже есть в 101 стране, ожидаемое прекращение сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти привели к обвалу фондовых, сырьевых и валютных рынков в большинстве стран мира. Курс евро на мировом валютном рынке к началу 10 марта оказался на отметке в 85,79 рубля, а доллара — на отметке 74,8 рубля. Любые прыжки российских показателей в ближайшие дни будут носить краткосрочный характер, и вот почему.

Вечером в доме Правительства РФ состоялось совещание под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Власти России, включая ЦБ РФ, продемонстрировали, что происходящее в мире не является неожиданным, а значит, вопрос экономической стабильности России находится под контролем. ЦБ РФ принял решение «не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила на 30 дней». При этом подчеркнуто, что «Банк России отслеживает ситуацию на финансовом рынке и готов задействовать дополнительные инструменты в целях сохранения финансовой стабильности». Однако, чего, скорее всего, точно не будет: это бросание на рынок миллиардов долларов из резервов (их 570 млрд долларов у ЦБ РФ), чтобы поддерживать какой-нибудь нерыночный курс иностранных валют. И это будет логично, так как достаточно быстро трейдеры и так будут фиксировать прибыль, закрывая длинные позиции по доллару и евро, а это приведет к коррекции их курсов в сторону понижения.

В нынешней ситуации большие потери, недопустимые для политических перспектив Дональда Трампа, несет фондовый рынок США. Как и ситуация с распространением коронавируса в США, так и обвал S&P 500 (-13,5% с начала года), используется подавляющим большинством СМИ США как способ раскрутки кандидатур на пост президента США со стороны Демократической партии на фоне действительно невеселой ситуации для Трампа. Его негласный контракт с избирателями — ключевые фондовые индексы должны не просто расти, а находиться на абсолютных максимумах — ровно так же, как это было и про Бараке Обаме. Неслучайно, что 9 марта посол России в США Анатолий Антонов провел встречу с министром финансов США Стивеном Мнучиным. Россия сейчас в таком положении на мировом рынке, что от ее желания продолжать сделку ОПЕК+ зависит в итоге и политическое будущее Трампа.

Дело в том, что и ФРС США, и ЕЦБ оказались в ситуации, когда их традиционные рычаги управления финансовыми рынками в своих регионах уже перестали работать. Действительно, годовая доходность всех выпусков облигаций Казначейства США впервые за всю историю этой страны оказалась ниже 1%, по 10-летним бумагам она составляет 0,35%, прямиком идя к 0%. Однако в случае с 0% спрос на государственный долг США в мире резко упадет, так как существовать в условиях нулевой и отрицательной доходности долларовый долг не может, в отличие, например, от заимствований Японии и Швейцарии. Оба регулятора будут пытаться возобновить рост индексов через масштабную эмиссию денег, а также дальнейшее снижение ставок, однако в ситуации с замедлением экономических процессов в мире из-за коронавируса эта политика обречена на неэффективность. А других рычагов нет.

Россия же выглядит островком стабильности в мире финансов. Действительно, чем дольше «задержится» высокий курс доллара и евро, тем больше возможностей для замещения импортных товаров для отечественных производителей. «Окно возможностей» будет недолгим, так как отскок рубля при безусловно идеальных макроэкономических параметрах неизбежен. Минфин 9 марта сообщил, что имеющийся объем ликвидных средств Фонда национального благосостояния (150,1 млрд долларов США на 1 марта) достаточен «для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до 25-30 долларов США за баррель на протяжении (цены 2017 года) 6-10 лет». Значит, социальные обязательства гарантированно защищены, что означает важный сигнал для бизнеса в России: преемственность бюджетной политики гарантирована.

2 КОММЕНТАРИИ

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!