На уходящей неделе биткоин показал, что его рост в предыдущие недели – это была возможность сыграть в «традиционного инвестора», то есть зафиксировать прибыль на подъеме курса актива. Однако главное, что случилось на этой неделе – пришло понимание, что нужно расстаться с иллюзиями, что власти США будут благосклонно относиться к криптовалютам.

Криптозима закончилась? Да?

Трудно не отметить, что тучи над криптовалютной отраслью в США стали сгущаться только недавно. Было понятно, что вся эта регулятивная неопределенность, которой власти США даже не искали серьезного оправдания, а также точечные и бессмысленные закрытия некоторых проектов по запуску токенов по причине того, что эти токены якобы были не просто цифровыми активами, а ценными бумагами – все это было настолько очевидно враждебно к криптовалютам. Однако все это не оставляло у некоторых иллюзий (а скорее – надежды) на то, что, мол, власти США в целом «за» цифровой прогресс. Однако на текущей неделе стало понятно, что

последним надеждам пришел конец.

16 июля Дэвид Маркус, который ранее объявлял о запуске «мировых монет» Libra с начала 2020 года, был весьма скромен в заявлениях, когда общался с конгрессменами, вызвавшими его на встречу, организатором которой выступил Комитет по банковской деятельности Сената США. На следующий день, 17 июля, Маркус также участвовал в сессии «вопросы-ответы» в рамках Комитета по финансовым услугам Палаты представителей. Что же в сухом остатке?

Например, на вопрос о том, смогут ли те, кто заблокирован в социальной сети Facebook, использовать Libra, представитель организации откровенно признался, что не знает.

В итоге агентство Bloomberg сделало вывод, что у самой Facebook нет вообще представления, кто будет конкретно пользоваться Libra: например, в Китае социальная сеть вообще запрещена и там прекрасно обходятся цифровыми платежами в местном социальном медиа, WeChat.

Алекс Джонс, Мило Яннопулос и Лора Лумер

Не случайно также, что это «незнание» организаторов Libra касается и многих других аспектов будущего Librа, поэтому появилась информация, что эта криптовалюта потенциально может быть запущена на блокчейне альткоина Ethereum.

Маркус, видя то, что конгрессмены намерены закрыть дверь в финансовый мир денег не только Facebook, но и другим крупным технологическим корпорациям, заявил, что «если такая криптовалюта не будет запущена в США, то идеей могут воспользоваться другие государства, интересы которых, на самом деле, иные, чем у нас». Однако конгрессменов это не взволновало. На самом деле царило практически единодушное желание положить конец проекту криптовалюты Libra. И причина во многом не только в настроениях законодателей, а в том, что проект оказался «сырым», о чем заявил директор по стратегии компании Blockstream Самсон Моу.

Некоторым сторонним наблюдателям показалось, что, когда вдруг конгрессмен Патрик МакГенри заявил, что

«знайте, что биткоин и технологию в основе него не остановить»,

есть надежда на что-то. Однако 18 июля Стивен Мнучин, который уже ранее давал специальный брифинг для СМИ по поводу криптовалют, на этот раз заявил, что власти США, а не только он, министр финансов США, «не допустят того, чтобы биткоин был для инвесторов похож на вклад в швейцарском банке».

Учитывая то, что тем самым Мнучин выступил за полную верификацию всех сделок с криптомонетами на блокчейне, что невозможно осуществить на практике из-за особенностей распределенного реестра, власти США выдвинули требование, которое сеть биткоина выполнить не сможет, а значит подошли к тому, чтобы ввести запрет на работу данной криптовалюты. Почему?

Регуляторы полагают, что переток средств из обычных денег в криптовалюты может опустошить пассивы банков США, что может привести их на грань исчезновения.

Конечно, банкам США приятно, что американские власти так встают на их сторону, но они же не могут впрямую сказать, что «криптовалюты могут оказаться из-за запрета по причине того, что они создают риски для наших организаций». Поэтому неудивительно, Джейми Даймон, руководитель банка JP Morgan, вдруг заявил, что «криптовалюта Libra не будет создавать угрозу на краткосрочном горизонте планирования» и что он «не против конкуренции».

Джейми Даймон, руководитель банка JP Morgan

Но в целом это выглядело малоубедительно — понятно, что происходит на самом деле. Но даже в потоке негатива эксперты стремятся видеть хоть какой-то позитив. Как отмечает генеральный директор The Block Майк Дудас, такое обсуждение в США показывает, что

«биткоин перестал быть уделом небольшого круга энтузиастов».

Тайлер Уинклвосс, биткоин-миллиардер, уверен, что все эти слушания в Конгрессе США показали, что мы «определенно оказались в эре биткоина», согласившись с аналогичным мнением колумниста The Wall Street Journal Поля Вигны. Между тем, аналитик Алекс Крюгер приводит данные по «индексу страха» в криптовалютной отрасли, который показывает, что тревога за будущее криптовалют в сообществе резко выросла в последнее время.

Между тем на этой неделе власти Ирана признались, что их страна стала «раем для майнеров», однако официальный Тегеран пока принял решение наложить запрет на импорт майнингового оборудования до тех пор, пока не определится с тем, как регулировать криптовалюты и их добычу.

Майнинговые машины, конфискованные в Назарбаде

На этой неделе также появился индийский проект закона о запрете оборота криптовалют, однако, как подчеркнули власти страны, единой позиции по данному вопросу до сих пор не выработано, о чем рассказала местный аналитик по криптовалютам.

О том, что

запретить биткоин – это все равно, что попытаться «запретить» комаров,

заявил известный специалист в области кибербезопасности Джон МакАфи, так прокомментировав ситуацию с обсуждаемым законопроектом. Есть также версия, что Нью-Дели готов запретить все криптовалюты, кроме собственной крипторупии, разработка которой также ведется властями этой страны. В любом случае, как полагает предприниматель Тим Дрейпер, если власти в Индии решат запретить биткоин, то «они тем самым лишат местное население надежды на рост благосостояния».

Пока в Индии подумывают запретить-не запретить торговлю криптовалютами, во Франции власти развернули кампанию по привлечению криптовалютного бизнеса в страну, причем на абсолютно легальных основаниях – это стало возможно благодаря тому, что принятые ранее в этом году поправки в финансовое законодательство закрыли все юридические «дыры» по этому направлению. При том официальный Париж все равно выражает беспокойство по поводу «непонятной» Libra.

Компьютер для добычи криптовалюты

МВФ на этой неделе, в лице Гиты Гопинат, старшего экономиста организации, объявил о том, что регуляторам всех стран мира нужно бдительно следить за развитием проекта криптовалюты Libra. Напомним, что ранее центральный банк Китая уже отреагировал на появление данного проекта, заявив о том, что разрабатывают собственную криптовалюту.

Традиционно уже не только криптовалюты были в центре внимания СМИ, но и лежащая в основе них финансовая инновация – блокчейн. Так, стало известно, что McDonald’s, Nestlé и Virgin Media решили запустить пилотный проект в области технологии распределенного реестра, чтобы повысить прозрачность осуществления рекламных кампаний онлайн в плане сравнения затрат и полученной отдачи от них.

Продолжает внедрять свои блокчейн-решения фонд Ripple, который известен криптомонетой XRP. В Кувейте банк Boubyan, чей капитал составляет около 700 млн долларов, заключил соглашение о партнерстве в этой сфере.

Между тем возобновление роста рынка криптовалют с начала текущего года приводит к тому, что инвесторы все меньше хотят вписываться в схему «блокчейн, но не биткоин», так как им все больше интересно вкладываться в проекты, которые идут по схеме блокчейн+криптовалюты – об этом говорится в исследовании компании CB Insights. Если же брать период в 5 лет, до июля текущего года, то больше всех в удельном показателе (40%) инвестиций в новые финансовые технологии пришли в США, а на втором месте находится Китай с показателем в 15%.

Прогноз курса биткоина

Что же ждет курс биткоина? Как я писал ранее, уверенность некоторых в том, что «криптозима» завершилась, и биткоин, а также рынок криптовалют в целом будет терпеть рваться к новым историческим максимумам — неоправданна. И считаю справедливым, если человек рассматривает криптовалюты как инвестиции, относиться к ним с точки зрения традиционного инвестора. Ходлерство — то есть, не продавать актив, когда он дорожает, в расчете даже не только на его дальнейший рост, а на то, что биткоин станет на мировой финансовой сцене по крайней мере вровень с долларом США — это позиция, которая требует стабильности во мнении тех, кто планирует придерживаться такой точки зрения.

Что же будет на ближайшей неделе? Как полагает аналитик Джозеф Янг,

«в ближайшие недели нас ждет экстремальная высокая волатильность курса биткоина».

При этом он полагает, что не надо стремиться заработать на таких скачках, вниз-вверх: «стремление получить краткосрочную выгоду никогда не оказывается хорошей стратегией для значительного числа инвесторов».

Майк Дудас, упомянутый выше, был прямолинеен:

«Я купил бы биткоин и Ethereum»,

заявил он 18 июля. Рэн Нойнер, ведущий криптовалютной программы CNBC Africa, заявил, что он начал «медленно покупать некоторые альткоины, включая Ethereum, но не только: также NEO, EOS, OMG, присматриваясь и к биткоину вместе с BNB, XTZ, FTM, WAX». Интерес к Ethereum на фоне того, что один из представителей команды, развивающей этот альткоин, Виталик Бутерин рассказал, что готов к концу следующего года уменьшить на 66% эмиссию таких криптомонет.

Но стоит заметить, что мнения экспертов меняются достаточно часто. Тем более, что рынок действительно штормит: то 17-в первой половине 18 июля биткоин стоил меньше 10 тыс. долларов, а во второй половине 18 июля за 4 минуты подорожал на 12%, до 10,54 тыс. долларов, в результате чего 19 июля началось для биткоина на уровне в 10,65 тыс. долларов.

Такое поведение биткоина — несомненно, не в пользу его репутации: так, основатель издания Business Insider Генри Блоджет на этой неделе сказал, что «биткоин — это чудесный актив для спекуляций. Он, впрочем, ни на что не годен, кроме как для этой цели».

Между тем ему бы возразил Джон МакАфи, который в очередной раз повторил, что

в 2020 году мир увидит биткоин по курсу один миллион долларов.

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!