Глобальная торговля «перекраивается» из-за «бегства» мира от доллара США, «Брексита», а также ожиданий развития экономики Китая в свете коронавируса.

Российский бизнес не может не ощутить на себе влияние внешних факторов, которые уже сейчас сказываются на товарных потоках в мире. 3 февраля переговоры между премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и ЕС зашли в тупик: Лондон отказывается следовать правилам торговли, которые хочет навязать ему Брюссель. «Брексит» состоялся, Великобритания — уже не в ЕС, но последствия только начинаются: 3 февраля британский фунт сильно качнулся вниз, на 1%, в паре с долларом США. Слабеющий фунт — польза британским компаниям, но это — и основание для дальнейшего снижения ставки ФРС США, что ведет к еще большой неопределенности вокруг доллара США в мире: слишком много регулятор печатает этой валюты.

Ситуация с коронавирусом в Китае сказывается как на его экономике, так на мировом ВВП, прирост которого, по прогнозу Goldman Sachs, сократится в текущем году до 3,25%. На самом деле никто не знает, сколько продлится вся эта непростая ситуация, но чем дольше, тем больше влияние на глобальную экономику. И оно уже происходит: нефть в начале недели стоит менее 55 долларов за баррель — впервые за последние 12 месяцев. Неудивительно: суточный спрос на это сырье в Китае упал на 20%, а сегмент ценных бумаг нефтегазовых компаний в России продемонстрировал в среднем снижение на 2%.

Все это говорит о том, что в России будет вновь делаться особый акцент на развитии неэнергетических секторов экономики. Бизнесу стоит смотреть, какие ниши будут в связи с этим открываться. В частности, идет дальнейшая работа по усилению сельского хозяйства: по этому направлению, как отметил президент РФ Владимир Путин, «то, чего не хватало, мы наращиваем сейчас».

Финансовый рынок — еще одна интересная сфера. Здесь ЦБ РФ делает ряд интересных шагов, направленных на упразднение тех норм, которые устарели или являются избыточными. Все это — в рамках консультаций с финансовым сообществом, что не может не радовать.

Стоит подумать также над еще одними данными, которые появились недавно. Россияне взяли рекордное количество автокредитов в 2019 году. Хотя прирост парка автомобилей в прошлом году оказался чуть скромнее, чем в 2018 году, однако кумулятивный эффект нескольких последних лет весьма важен: в стране наблюдается значительная автомобилизация. Это говорит о том, что все, что связано с ремонтом легкового транспорта, обустройством его интерьера и экстерьера, имеет право рассчитывать на то, что спрос на такие услуги будет.

Задача любого бизнеса — это не только обеспечить финансирование своего дела, но и выбрать ту рыночную нишу, которая именно в данный момент является перспективной как со стороны спроса, так и с точки зрения государственной политики и возможной финансовой поддержки в рамках тех или иных государственных программ.

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!