Обустройство дома, онлайн-продажи, здоровье — это те сферы, в которые инвесторы верят даже на фоне обвала индексов Уолл-стрит.
18 марта были окончательно похоронены надежды, что фондовый рынок США может выпутаться из крутого пике, просто влив трлн долларов на рынок. Не сработало. И в очередной раз стало очевидно: если снижение барреля нефти Brent до 25,9 доллара привело к росту курса доллара до 80 рублей, то рухнувшая до 22 долларов нефть WTI обратила большинство инвесторов в бегство с Уолл-стрит, хороня шансы Трампа на переизбрание. Почему это важно понимать для стартап-бизнеса? Конечно, на рынке стартапов грядет перестройка. Капитализация таких «единорогов», как Uber и Lyft, занимающихся пассажирскими перевозками, заметно упала. Рухнула оценка «единорога» Casper Sleep, производящего матрасы из пены с эффектом памяти, с 1,1 млрд в марте 2019 года до текущих 312 млн долларов.
Но как не называй происходящее в глобальном мире финансов, это — прекрасный шанс выстроить успешный бизнес с «0». Важно понять, какие тренды возникают. В целом ряде стран мира мы видим растущий спрос на туалетную бумагу. Если вы работаете в ЦБП, то для вас — это положительный знак, так как отрасль спасало от стагнации производство бумаги для рекламной продукции, а также продукции СГН (санитарно-гигиенической сферы). Но ЦБП — это большие инвестиции: построить с «0» ЦБП полного цикла означает вложения порядка 1 млрд долларов. Но можно производить уже из готовой целлюлозы бумажную продукцию — это то, что показывает рост, ровно как помогать людям обустраивать туалетные комнаты: стартапы, которые работают в этом направлении в США, показывают многократный рост своей выручки.
Когда Уолл-стрит в целом падает, все равно есть те немногие сферы и компании, где может быть рост. И это верно и сейчас. В «зеленой зоне» акции Walmart и Home Depot. Первый — известный ритейлер товаров повседневного спроса, а второй игрок — это онлайн-продажа товаров для обустройства дома. Им могут и должны бросить рыночный вызов стартапы. Нужно понимать, что меняются тенденции: люди все хотят обустраивать свое жилье, и это связано не только с карантинными мероприятиями в ряде стран. Это — новый тренд: вследствие развития цифровых технологий все больше работников будут трудиться удаленно, а ситуация с коронавирусом лишь стала триггером этих процессов.
Цифровизация — нужный ингредиент транзакций, чтобы банки и другие участники финансового рынка могли полагаться на работающих удаленно сотрудников. Кроме того, переход «в цифру» все большего объема торговли (онлайн-продажи растут и в России) — долгосрочный тренд, который означает потребность в возникновении удобных маркетплейсов. Неудивительно, что на фоне турбулентности на Уолл-стрит цифровая платформа Bakkt смогла легко привлечь немалую сумму для такого времени — 300 млн долларов от инвесторов в плюс к ранее полученным 182,5 млн долларов и имеет шансы стать «единорогом» до конца года.
Конечно, человек будет бережнее относиться к здоровью. Самый дорогой чикагский стартап Tempus (5 млрд долларов) помогает врачам с помощью технологии искусственного интеллекта эффективно ставить диагнозы онкобольным, и инвесторы предоставили ему еще 100 млн долларов для дальнейшего развития.
То, что мы наблюдаем сейчас в России и в мире — это новые возможности, новые рыночные ниши, которые стоит вовремя разглядеть.