На прошедшей неделе стало понятно, что человечество четко нацелилось на освоение Луны и Марса. Причем это будут делать как государственные агентства, так и частные компании, как, например, Илона Маска. И все это — вопрос ближайших лет, а не десятилетий, то есть по космическим меркам — практически уже сегодня. Но и на Земле нас ждут колоссальные изменения — это полный отход автомобильных компаний от предложения машин на бензине, переход к электрокарам, а вдобавок к этому автономные автомобили уже сейчас начинают все активнее занимать свое место на рынке. Новации касаются работы не только стартапов, но и крупных корпораций, как, например, Google и Amazon, которые также не дремлют и предлагают рынку все время что-то новое.

 Долгое время казалось, что запуск ракет и создание спутников — это удел только государственных корпораций. Однако в мире все быстрее развивается частная космическая отрасль. Так, компания Rocket Lab объявила о том, что намерена с помощью своей ракеты Photon запускать компактные спутники как к Луне, так и далее. Причем установлен конкретный срок начала этой космической программы — четвертый квартал 2020 года, а заявки от компаний, которым хотелось бы воспользоваться такой услугой, уже стали приниматься.

Rocket Lab начнет масштабную космическую программу в 2020 году

Государственное космическое агентство США (NASA) также стремится не отставать от частников: представитель агентства Джим Брайденстин заявил, что в планах — запуск астронавтов в 2035 году, указав, что все упирается в финансирование. Таким образом, если частные корпорации «финансово поднажмут», то все же освоение Марса будет начато не государственными структурами США или какой-то иной страны, а негосударственными организациями.

Джим Брайденстин

Космос — это в том числе новая эпоха развития Интернета. Илону Маску удалось подключиться к Интернету, который раздает с орбиты запущенный его компанией SpaxeX спутник Starlink. Маск намерен обеспечить доступ в Интернет в тех уголках Земли, где по каким-то причинам нет такового или его скорость очень низкая.

Для обеспечения этой цели Маск объявил о повышении плана по запуску спутников, с 12 тыс. до 30 тыс. штук. В мае 2019 года компания изобретателя уже вывела на орбиту 60 спутников, которые связываются с передающими станциями на Земле, чтобы обеспечить раздачу Интернета. Маск уверен, что спрос на такой Интернет будет колоссальным, а предоставлять массовый доступ к всемирной паутине он намерен начать уже в следующем году.

Илон Маск смог подключиться к Интернету, который раздает спутник Starlink его компании SpaceX

О космосе грезит и владелец американской компании Amazon, Джефф Безос: он также выступает учредителем Blue Origin, организации, в рамках которой он сформировал команду сотрудников, которые будут работать с NASA, чтобы «людям вновь вернуться на Луну», имея в виду, что уже прошло много времени с того момента, как нога первого человека ступила на этот естественный спутник Земли.

Blue Origin уже удалось создать партнерскую сеть частных корпораций, в частности, Northrop Grumman и Lockheed Martin (один из ключевых поставщиков Пентагона), а также подключить к работе миллиардера Тима Дрейпера — все ради того, чтобы ускорить работу над лунным проектом.

Джефф Безос, глава Amazon, тоже грезит об освоении космоса

Но Безос — не один, кто на Земле думает о пилотировании человека на Луну. Европейская компания Arianspace, которая занимается ракетными технологиями, объявила о том, что намерена с помощью своего ракетоносителя Ariane 6 запустить людей на Луну уже в 2023 году, причем готовы взять на борт и «по билетам», то есть любых жителей Земли, кто будет готов оплатить издержки, и у кого состояние здоровья позволяет переносить такие перелеты на Луну и обратно на Землю.

Но, конечно, и запуск роботов на Луну — это также в планах человечества. Так, британский стартап Spacebit намерен запустить шагающий луноход. Причем международный характер проекту придает то, что с технической стороны он будет развиваться вместе с партнерами из Эквадора и Мексики.

Шагающий луноход от стартапа Spacebit

Мы все живем в мире, где информации явно больше, чем мы можем освоить, послушать и увидеть: времени жизни человека не хватает, чтобы даже прочесть все книги, которые хотелось бы. Однако в помощь нам начинает приходить технология искусственного интеллекта (AI). На базе этой технологии компания Signal AI решила совершенно иначе подойти к мониторингу медиа. Причем здесь есть три важных инновационных момента.

Во-первых, система будет искать инсайты, скрытые смыслы, то есть «копать», чтобы находить то, что является действительно важным и интересным, но что часто тонет в массе преходящей информации. Во-вторых, создаваемый инструмент будет изучать не только СМИ, но и глубоко «погружаться» в то, что пишут в социальных сетях. В-третьих, искать инструмент можно будет в том числе и по тому заданию, которое будет давать пользователь. Концепция понравилась инвесторам, и они приняли решение выделить 25 млн долларов на финансирование проекта.

Космические проекты и AI — этот микс, на котором стартап Aurora Insight намерен развивать «общение» между различными техническими устройствами, создавая для них карту покрытия беспроводным Интернетом, которая должна охватить всю нашу Землю. Все это будет способствовать развитию Интернета вещей (IoT).

Стартап Aurora Insight способствует развитию Интернета вещей

На Земле человеку очень важно то, что касается его каждый день — например, эффективно управлять своими личными расходами. Стартап Truebill разработал приложение, которое позволяет отслеживать различные траты человека, рекомендуя ему принимать те или иные решения в отношении них. Кроме того, есть возможность наладить автоматическую оплату счетов, а также отслеживание собственной кредитной истории. У приложения уже есть 500 тыс. активных пользователей — то, что впечатлило инвесторов, поэтому они приняли решение помочь стартапу деньгами, инвестировав в него 15 млн долларов.

Приложение от стартапа Truebill позволяет отслеживать различные траты человека, давая полезные рекомендации

Но наши расходы будут все больше уменьшаться из-за новых технологий — в этом, а не только в повышении степени комфортности жизни человека, состоит суть инноваций.

Илон Маск показывает пример того, что направлений инноваций — масса, и не только космос, конечно. Поэтому уже неудивительно, что до Нового года еще одна его компания, Tesla, представит автомобиль, который будет полностью самоуправляемым, то есть иметь возможность передвигаться без водителя. Конечно, сначала это будет «лимитированная серия», но так — всегда с инновациями: понятно, что уже рукой подать до времени, когда во дворах домов по всему миру будут стоять автомобили, и не только марки Tesla, способные передвигаться автономно.

Еще один момент в фокусе внимания Tesla — это, конечно, развитие электрокаров. Стало известно, что Tesla, а также Ford и Hyundai намерены инвестировать совместно в создание и продвижение электрокаров как минимум 300 млрд долларов, чтобы уже через 5-10 лет создать транспорт, который работает на электричестве, доминирующем в мире.

И Ford уже делает шаг в этом направлении: на прошлой неделе компания по этому направлению дебютировала с первым работающим на электричестве автомобилем в классе SUV («спортивно-утилитарный автомобиль»). И это после 14 месяцев, когда был представлен кроссовер Mustang на электричестве. К 2022 году Ford намерена иметь в линейке электрокаров 40 видов автомобилей.

Ford представит свой первый электромобиль

Инновация от Hyundai, в свою очередь, напоминает, что электродвигатель — это, конечно, тренд в автомобильном производстве, но и автономный транспорт — не менее важная тенденция. С 4 ноября Hyundai запускает в калифорнийском городе Ирвин Botride — сервис, который позволяет получить услуги такси, вызвав один из кроссоверов Hyundai Kona, работающих на электричестве и без водителя.

Hyundai запускает сервис такси без водителей Botride

Последнее стало возможным из-за технологической «начинки», которая встроена благодаря сотрудничеству Hyundai со стартапами Pony.ai и Via, оба — из Китая. Pony.ai наряду с еще тремя другими компаниями получила разрешение на запуск сервиса автономных автомобилей в Калифорнии. Пока что в автомобиле будет сидеть человек, который, «на всякий случай». станет следить, как рулит вместо человека робот, но тенденция очевидна, что необходимость в таком контроле — это переходный этап в процессе изменения облика мирового автомобильного рынка.

Маск также делает большую ставку на инновации в сфере энергетики. Так, он полагает, что его бизнес по этому направлению в итоге может оказаться более значительным, чем выпуск автомобилей. Большое внимание — на развитие солнечной энергетики: Tesla запустила в III квартале мощности на 43 МВТ для получения солнечной энергии — на 48% больше, чем в предыдущем квартале.

Кроме того, Tesla представила третью версию сборных крыш домов, которые обеспечивают сбор солнечной энергии. Что нового, учитывая то, что по этому направлению Маск работает с 2016 года? Как отмечает изобретатель, новая версия «солнечной крыши» более эффективна, более того — такие крыши позволят покупателям сэкономить деньги, с учетом энергетической выгоды, по сравнению с традиционными крышами. Это означает, что наступает переломный момент в развитии альтернативной энергетики, когда иметь крышу, не собирающую энергию Солнца, будет просто невыгодно домовладельцам по всему миру.

Третья версия крыш, собирающих солнечную энергию

Традиционные технологические компании, такие как Google, также не почивают на лаврах и стремятся привносить инновации даже в то, что уже стало совсем привычным — это то, как устроен алгоритм ответов на поисковые запросы. Так, Google внесла изменения, которые уже затронули около 10% ответов: более релевантными стали ответы на длинные поисковые запросы, и все это — благодаря нейролингвистическому подходу BERT, который начинает воспринимать запросы, обращая внимание на их суть, а не на то, как они формально построены. Стоит заметить, что такие изменения происходят нечасто.

Google BERT – алгоритм для лучшего понимания запросов

Финансовый сектор все более пополняется небольшими, но шустрыми компаниями-новичками. Так, мобильное банковское приложение Current, которое начинало с того, что предложило родительский сервис контроля использования дебетовых карт детьми, которые получили их во временное пользование, перешло к тому, что стало предоставлять услуги открытия счетов прямо в стартапе, и также ориентированные на подрастающее поколение. У приложения уже более 500 тыс. клиентов — цифра, которая впечатлила инвесторов, решивших помочь развитию приложения, предоставив финансирование на 20 млн долларов.

Current будет предоставлять услуги открытия счетов прямо в стартапе

Банковский бизнес также вынужден меняться на фоне новых игроков на финансовом рынке. Поэтому нужно улучшать работу с клиентами и стратегию маркетинга — этому готова помочь компания TotalExpert, которая на прошлой неделе получила от инвесторов 52 млн долларов на эти цели, увеличив размер привлеченного капитала до 86 млн долларов. Что привлекло тех, кто предоставил финансирование?

Как отмечает управляющий партнер Georgian Partners Саймон Чонг, «будущее финансовых услуг для физических лиц — это постоянная коммуникация кредитных организаций с заемщиками и потребителями других финансовых продуктов, а TotalExpert учит банки, как автоматизировать этот процесс, чтобы он в то же время имел явно «человеческий облик»».

Логистика — тоже находится в состоянии сильного изменения: по сути, те, кто перевозят грузы, и те, кому это нужно, стремятся минимизировать необходимость посредников в общении между собой. В итоге начинают быть востребованными такие идеи, которые прорабатывает стартап Shipwell, создающий маркетплейс для участников рынка логистики, чтобы стать «полноценным хабом для логистического менеджмента». Хаб, который запустился в 2018 году, уже имеет к текущему моменту более 4 тыс. участников, а логистические цепочки выстраиваются по всему миру.

Amazon купила стартап Health Navigator

Здоровье человека — это бездонные возможности для инноваций. Amazon увидела потенциал в стартапе Health Navigator, который разрабатывает программные интерфейсы для оказания онлайн-услуг в сфере здравоохранения. Корпорация приняла решение купить стартап, включив его функционально в состав Amazon Care. Это — уже второе приобретение Amazon по данному направлению: ранее, в 2018 году, корпорация заплатила чуть менее одного млрд долларов за онлайн-фармацевтическую компанию PillPack. Amazon намерена использовать ресурсы приобретенных компаний, чтобы усилить свое присутствие на рынке услуг телемедицины, а также работы колл-центров медицинских учреждений.

Вопросы? Мысли? Не стесняйтесь, делитесь)!